Итоги реализации проекта «Компьютер для школьника»
за 2013-2014 учебный год
Классмейт – помощник для детей,
Классмейт – находка для идей!
Классмейтом пользоваться надо –
Поверьте нам, он для ума награда!
Это стихотворение сочинили дети, в чьих руках впервые появилось замечательное чудо техники - классмейты.
Эти слова стали девизом в работе учителей начальных классов в проекте «Компьютер для школьника».
Школа будущего - это школа «информационного века». Первый шаг в будущее мы сделали тогда, когда состоялось открытие проекта «Компьютер для школьника». Одна из задач, которую должны решить учителя и ученики, работая над этим проектом, это создание оптимальной модели использования классмейтов в образовательном процессе. В связи с внедрением в учебный процесс школы информационных технологий меняются и образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации.
Современный школьник уже не хочет работать по стандартным формам и методикам. Когда ученик смотрит на школьную доску, она для него настолько обыденна, что ничего интересного от неё он не ожидает. С помощью компьютерных технологий можно изучать материал самостоятельно, выполнять тесты, проводить виртуальные опыты и лабораторные работы, готовить материалы для конкурсов и олимпиад. Ученики начальной школы учатся при помощи школьной программы «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», которая позволяет в игровой форме доступно и интересно учиться, быстро усваивать большой объем учебного материала. Урок становится более увлекательным, а материал остается в памяти надолго.
Меняется и роль учителя на уроке. Постепенно он станет «менеджером» образовательного процесса и будет передавать свои знания новыми средствами. Но чтобы работать по новому, нужно хорошо владеть компьютером. Наши учителя готовы к этому.
ИКТ в обучении нельзя назвать данью моды. Это прежде всего возможность улучшить качество образования, формировать и развивать у учащихся мотивации изучения учебных предметов. Но все-таки надо помнить, что ИКТ- это инструмент обучения, который обретает силу лишь тогда, когда человек выражает желание что-то узнать, приобрести необходимые знания и хоть что-то делает, чтобы эти знания у него были.
Это главное условие – деятельность школьника на уроке - было и остается как при традиционной системе обучения, так и при современной. Недаром древние мудрецы говорили: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Применение классмейтов помогает всем ребятам, без исключения, учиться лучше.
Сегодня время требует от человека новых умений: это видеть своё место в информационном пространстве, добывать информацию и быть активным участником коммуникационного общения. И в этом проекте благодаря инициативе и финансовой поддержки Межрегионального благотворительного общественного фонда «Вольное дело» открыли миллион возможностей для наших учителей и учеников.
Высокие квалификационные характеристики и владение персональным компьютером явились предпосылками для качественной и творческой работы учителей в данном проекте.
На основании этих данных были определены направления методического сопровождения педагогов в проекте «Компьютер для школьника»:
· спланирована система открытых уроков, в которой приняли участие все учителя нашей школы.
· участие педагогов в проектной деятельности, научно-практических конференциях, муниципальных конкурсах в рамках проекта « Компьютер для школьника»
В I полугодии учителя нашей школы провели открытые уроки :
№ п/п |
Открытые уроки и внеклассные мероприятия:
|
Цель мероприятия |
Участники (кол-во, возрастная категория) |
Итоги |
1 |
Павлова Г.И.,учитель нач. классов Математика «Много. Один. Цифра 1» (презентация) |
1. Закрепить навыки устного счета 2.Познакомить с числом 1 и его графической записью (презентация)
|
1-а класса 16 учащихся 6,5 - 8лет |
С помощью презентации дети научились писать цифру 1, сравнивать «один « и «много». На основе полученных знаний учащиеся быстро выполняют прямой и обратный счет в пределах 10 |
2 |
ЦееваТ.Ф. учитель нач. классов Литературное чтение « Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.» (Презентация, интерактивная доска, классмейты)
|
Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках; работать над развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания.
|
2-б класс 22 ученика 8-9 лет |
Красочная презентация создала эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках и вовлекла учащихся в интересную работу. Работа на классмейтах помогла быстро опросить учащихся по ходу изучения нового материала(Работа в Microsoft Office Word «Придумай и запиши синонимы и антонимы к данным словам») |
3 |
Афанасьева Н. А. учитель нач. классов Внеклассное мероприятие: «Если хочешь быть здоров» (Презентация, работа с классмейтами)
|
Закрепить правила здорового образа жизни, наглядно увидеть внутреннее и внешнее строение тела человека
|
3-б класс 16 учащихся 8-9 лет |
На основе полученных знаний при помощи яркой наглядности (презентации), учащиеся правильно сформулировали правила здорового образа жизни, при помощи классмейтов |
4 |
Яковлева О. Б. учитель нач. классов Окружающий мир « Природные зоны. Леса России» (Презентация, классммейты)
|
Ознакомление учащихся с новым материалом (презентация), проверка ранее изученной темы(тест) по классмейтам
|
4-а класс 19 учащихся 9-10лет |
Наглядно дети лучше усваивают новый материал. При помощи тестирования на классмейтах можно за определённое количество времени проверить все ли учащиеся усвоили изучаемый материал. Урок получается насыщенным и интересным. |
Открытые уроки в рамках проекта « Компьютер для школьника» во II полугодии:
Ф.И.О. учителя |
Дата проведения |
Класс |
Достигнутые результаты |
Гости открытого урока |
|||
Павлова Галина Ивановна |
01.04.2014г. Урок математики Тема: «Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. Решение задач» |
1-а |
Сформировались умения произвольно и осознанно владеть общим приёмом сложения, навыками счёта, мышления. Научились исследовать и осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием классмейтов.
|
Учителя начальных классов: Цеева Т.Ф., Кислякова О.И., Яковлева О.Б., Гусева Н.Е. |
|||
Гусева Нина Евгеньевна |
2.04.14г. Урок русского языка Тема: «Предмет и слово» |
1- б |
Формируются умения различать предмет и слово как его название, соотносить вопросы кто? что? и слова-названия предмета. Развивается речь учащихся. Формируются навыки исследовательской и поисковой деятельности, умение самостоятельно добывать знания на основе собственных наблюдений и выводов с использованием классмейтов.
|
Учителя начальных классов Цеева Т.Ф., Павлова Г.И., Кислякова О.И. |
|||
Чоба Елена Владимировна |
04.03.14г. Урок русского языка Тема: « Имя прилагательное» |
2 - а |
На уроке русского языка использовались классмейты для усвоения изученного материала по теме: «Имя прилагательное» Для использования учащиеся выполнили, за короткое время, задание – тест на нахождение антонимов. |
Учитель начальной школы: Яковлева О.Б., Библиотекарь- Манина Л.Н., психолог- Белоножкина Г.А. |
|||
Цеева Тамара Фёдоровна |
03.04.14 Урок русского языка Тема: «Связь имени прилагател ьного с именем существительным»
|
2-б |
В наиболее интересной форме при работе на классмейтах и с использованием интерактивной доски научились ставить вопросы от существительного к прилагательному, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными. |
Учителя начальных классов: Гусева Н.Е., Кислякова О.И., Павлова Г.И. |
|||
Денисова Людмила Григорьевна |
01.04.2014 г. Урок русского языка Тема: «Определение рода, числа и падежа прилагательного в предложении, словосочетании» |
3-а |
В процессе работы по теме урока: «Определение рода, числа и падежа прилагательного в предложении, словосочетании», учащиеся на классмейтах выполняли задание. Каждый ребёнок работал самостоятельно по индивидуальному заданию, имел возможность проверить свои знания по данной теме; у меня была возможность проверить знания и умения учащихся по изученному материалу. (Учащиеся должны были вставить пропущенные буквы, определить род, число и падеж прилагательных). |
Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы Агаркова О.Н., учитель начальных классов Афанасьева Н.А. |
|||
Афанасьева Наталья Александровна |
04.04.14 Урок математики Тема: «Приёмы письменных вычислений» |
3 -б |
Учащиеся научились выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик, решать задачи изученных видов, выполнять проверку арифметических действий, с помощью работы на ноутбуках, в обучающей программе «Начальная школа» КИМ отработали алгоритм выполнения вычислений, анализировали и делали выводы. |
Горбатова С.К.(родитель) Денисова Л.Г. (учитель начальных классов) Кучуб И.В. (учитель истории)
|
|||
Яковлева Ольга Борисовна |
31.03. 2014 Окружающий мир Тема: «Отечественная война 1812 года» |
4 -а |
Интерактивная доска помогла при проверке домашнего задания (тест). Учащиеся смогли познакомиться с новой темой не только в устном изложении детей и учителя, но и в наглядной презентации к уроку. Знакомство с портретами известных людей, репродукциями картин позволяет учащимся в полном объёме увидеть картину событий войны. При использовании ИКТ на уроке были созданы условия для формирования представлений об Отечественной войне 1812 года. |
Руководитель МО нач. классов - Кислякова Ольга Ивановна, библиотекарь - Манина Лариса Николаевна |
|||
Кислякова Ольга Ивановна |
31.03.2014 Урок ИЗО « За весной, красой природы, лето красное придет. Композиция и колорит весеннего пейзажа.» |
4-б |
Классмейты на уроке ИЗО применялись в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” все дети, включая и самых слабых, не боялись ошибиться, работали с интересом, активны, азартны. Исчезли комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, ребята приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Их композиции стали более выразительными и разнообразными. Повысилось количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволили детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности. |
Тарадай Юрий Федорович- директор МБОУ СОШ №13 Учителя начальных классов: Гусева Нина Евгеньевна, Павлова Галина Ивановна. Горбунова Елена Сергеевна - родитель |
В 2013-2014 учебном году наша школа приняла участие во всех муниципальных конкурсах проходящих в рамках проекта « Компьютер для школьника»
№ п/п |
название конкурса |
кол-во участ- ников |
класс |
руководитель |
призеры и победители |
1 |
Конкурс мультимедийных презентаций, посвящённых XXII зимним Олимпийским играм в Сочи. |
1 |
4-б |
Кислякова О.И. |
|
2 |
4-а |
Яковлева О. Б. |
|
||
1 |
3-б |
Афанасьева Н. А. |
|
||
1 |
1-б |
Гусева Н. Е. |
|
||
1 |
1-а |
Павлова Г. И. |
|
||
2 |
Конкурс « Я и мой компьютер» а) Я и мой домашний компьютер
б) Я и мой школьный классмейт |
2
1 |
4-б |
Кислякова О.И. |
Кисляков Максим (победитель) Макарова Юлия (призер)
Кисляков Максим (победитель) |
3 |
Конкурс « Лучший знаток экологии» |
1 |
4-б
|
Кислякова О.И. |
Кисляков Максим (победитель) |
1 |
4-а |
Яковлева О. Б. |
Михалин Алексей (призер) |
||
4 |
Конкурс рисунков в программе «Paint» в рамках проекта компьютер для школьника, посвященный «69 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.» |
2 |
4-б |
Кислякова О.И. |
|
Сегодня мы можем сделать выводы:
Изменилось мнение учителей, что информационно-коммуникационные технологии – важная составляющая процесса обучения.
2. Повысилась мотивация к обучению учащихся начальной школы. Дети с большим интересом и нетерпением ждут встречи со своим другом – классмейтом.
Развивается программно-техническое и учебно-методическая базы, позволяющие эффективно использовать ИКТ как в урочное, так и во внеурочное время. Гусева Н.Е. подготовила ученицу 1-б класса, Краскову Викторию, участницу научно-исследовательской конференции, с работой « Топиарий- дерево счастья»
Появился инновационный педагогический опыт в использовании ИКТ и возможность его распространения. Яковлва О. Б. подготовила 1 призера, Кислякова О. И. подготовила 3 победителя и 1 призера муниципальных конкурсов, проведенных в рамках «Компьютер для школьника».
Какие трудности в реализации проекта «Компьютер для школьника» встретились и какие проблемы продолжаем решать:
Сбой в системе работы классмейтов и ноутбуков у Гусевой Н. Е., Цеевой Т. Ф., Чоба Е. В, Павловой Г.И.
В район была отправлена заявка на оказание технической помощи по оборудованию. Специалист не выехал, неполадки не устранены.
Скудный ресурс научно-методической базы применения ИКТ.
Различная степень подготовки учащихся и учителей как пользователей ПК. (Отсутствие желания участвовать в конкурсах у учителей начальных классов)
4. Отсутствие преемственности между начальным, средним и старшим звеном школы в применении ИКТ.
Пути преодоления препятствий:
Обобщить опыт Н.Е. Гусевой , подготовившей участницу научно- исследовательской конференции. В 2014-2015 учебном году всем учителям подготовить участников конференции.
Обобщить опыт О. И. Кисляковой об участии в конкурсах, получив у неё консультацию по работе в программе « Графический редактор “ Paint”»
В 2014-2015 учебном году всем учителям принять участие в муниципальных конкурсах в рамках проекта « Компьютер для школьника».
3. Разноуровневая готовность учителей к использованию ИКТ должна предусматривать разноуровневую систему поддерживающего обучения.
Процесс обучения педагогов должен быть непрерывным.
5. Создание единой системы мониторинга в области применения ИКТ .